Сотовые телефоны

05.07.2007. Бизнес. Планы Мобильный контент идет на IPO

Нет, я вот не понимаю. Почему инвесторы платят такие бешеные деньги за то, что по сути ничего не стоит? Я не про коллег из Playfon, а в целом по рынку.
Был и остаюсь сторонником мнения, что любой игрок рынка (если он не имеет своего подконтрольного канала сбыта - тв-канала, издательского дома и тд) стоит 1,5-3 (в зависимости от компании и сегмента рынка) своих годовых EBITDA + какая-то премия за персонал (при наличии долгосрочных контрактов) и "чисто русские договоренности" с операторами, медийщиками и тд + материальные активы. Все остальное в нашем бизнесе - воздух! В любой момент можно под что-то "попасть" и не найти новых тем (сейчас классическим примером этой ситуации является голосовая эротика с "попадаловом" под всемигорячолюбимуюединуюроссию с их чудесным законопроектом).
Спасибо вам, самураи из Sumitomo! Именно вы задали определенную планку на рынке, которой теперь все потенциальные инвесторы тупо следуют.
Но на рынке сейчас переизбыток денег и мало бизнесов. Отсюда даже самые нелепые "инвестиции" и проистекают.
из шаловливых венчурных денег что-нибудь да и вырастет. а вообще айпиоу некоторая гарантия окрепшего бизнеса плюс вывод денег. самый момент, Муслим все наверное правильно делает. неизвестно что будет в след.году.
Я же не говорю, что коллеги из Playfon что-то делают не так. Все так, первое IPO в отрасли давно должно было состояться. И с точки зрения внешних факторов все еще более правильно. Вопрос мой в другом - откуда такая переоценка активов на нашем с Вами, коллеги, рынке?
Аргумент про шальные деньги ИМХО слабый - есть гораздо большее количество способов приумножить их с куда большей гарантией. Не понятно.
Последние покупки-продажи в отрасли проведены явно по завышенным (может быть только для прессы?) суммам, огромное количество компаний, которые стоят в очередь и МЕЧТАЮТ продаться хоть за сколько-то, но при этом ломят огромные деньги за номера, которые сейчас уже не являются таким серьезным активом... Почему-то так и хочется сказать - циркониевый браслет никому не нужен?:-) Очень все напоминает именно эту ситуацию.
Ну, компания компании рознь. Сколько могли бы дать за Рамблер или Мэйл.ру или даже Яндекс году так в 2001, после Интернет-кризиса? Какая там EBITDA? Убытки, неясная бизнес-модель, большие косты. А ведь самое правильное время покупать было тогда. Вот теперь - Рамблер поднял кучу денег (т.е. те, кто его вовремя подхватил, почти даром), 30% Мэйл.ру ушли за 170млн. в начале года. Я это лишь к тому, что зачастую, при оценке вложений в венчурные компании EBITDA и объем выручки - вещи условные. У Плэйфона, вполне возможно есть другие активы - площадки в ВАПе из которых можно сделать отличные порталы, совместные проекты с отдельными вендорами и правообладателями и некая активность зарубежом, про которую известно мало. Так что, кто знает.
Еще раз повторюсь - я не про Playfon конкретно, а в общем и целом по рынку.
А что касается 2001 года и Интернета - там тренд прослеживался и он был положительным. В нашей отрасли (особенно в сегменте кастомизации, особенно если посмотреть на инициативы операторов примерно с июля-августа 2006) тренд тоже прослеживается и он в данном случае не очень симпатичный.
Вот. А на самом деле очень интересно почем они разместятся:-)
ну не все в кастомизацию упирается. вы верно подметили. будет нишевая конкуренция, плюс наверное четкое разделение кп на тех, которых еще хотят купить и тех, кто хочет продаться.
А как, уважаемые коллеги, оценят продажу компании "Инфон"?
А поподробнее можно? Кто, когда?
INFON - это когда в конце 2005 продали. Раз тема такая пошла, можно обсудить. Сумитомо уже вспомнили.
INFON комментировать не буду тк ушел оттуда где-то за полгода до продажи. Это будет некорректно с моей стороны.
А вот по поводу Sumitomo могу сказать еще кое-что. В свое время я, работая в INFON, очень и очень плотно общался с Sumitimo по поводу Wap.Gdeya.ru. В определенный момент они начали искать актив, INFON тогда отказался. Они пошли искать дальше. Когда же прошла сделка с SPN, то я позвонил в Sumitomo человеку, который курировал это направление и задал вопрос из серии "Вы чего там, совсем с ума сошли?". Ответ был простой - "Нам было сказано купить актив на рынке, купить его практически по любой цене, главное купить. Чтобы не тратить время и не иметь проблем мы назвали цену с потолка, только чтобы они согласились. Может и переплатили, ну и что? В Японии еще пару сотен тысяч тонн железа сделают и все. Зато задачу выполнили".
Такую позицию комментировать ИМХО не стоит. Только вот именно они разогрели рынок.
"Платформы самопальные разнокалиберные?" - платформа, это очень важно. Это может и должно стоить денег.
рынок активов КП разогрет, то, собственно, что в этом плохого? Продающей строне хорошо - получают "многА денег". Покупающей стороне никто руки не выкручивает, раз есть готовность купить по высокой цене, почему бы и нет?
"Платформы самопальные разнокалиберные?" - платформа, это очень важно. Это может и должно стоить денег.
Если платформа построена усилиями команды "своих" программистов, которая уходит при продаже актива (или вскоре после), то ее стоимость невелика. И, наоборот, если речь о платформе индустриального масштаба от известного производителя, который обеспечивает соответствующую поддержку и продолжит ее обеспечивать, тогда другое дело. Впрочем, и в этом случае, такая платформа не "потянет" на десятки миллионов зеленых.
Понятно, что платформ у крупного провайдера может быть несколько. Но опять же, пока цена актива менее 10 млн она может быть справедливой, а если выше, то нужно очень и очень думать, что же в нем, собственно, стоит таких денег. Я бы роль платформы в общей цене не переоценивал.
"Если платформа построена усилиями команды "своих" программистов, которая уходит при продаже актива (или вскоре после), то ее стоимость невелика" - если более-менее нормально делали, то ее вполне можно поддерживать. Главное что есть платформа, она позволяет работать.
На мой взгляд, для КП эффективнее все же самописная платформа. Очень много нюансов. Индустриальные платформы-монстры - дорогие и малоповоротливые.
Потом, очень часто надо "то же самое, только с перламутровыми пуговицами" и быстро. На самописной платформе это можно сделать, что не всегда возможно на большом индустриальном конструкторе.
Про то, что не все можно быстро и недорого сделать на "большом индустриальном конструкторе" - согласен. Когда нужно "быстро" и не очень дорого, безусловно, самописные - это вариант.
У беркута, фортов те же точно, как вы выражаетесь тут "самопальные" платформы. Более того, ни те не другие не являются контент проваейдерами (форте - тех подрядчик, исполняющий тз, т.е. просто гейт), в связи с чем им до фонаря, как и что там у них будет работать или не работать. Это первое.
сейчас (в данный момент) "форты" (форте-айти) не совсем контент-провайдер
Про билайн, скайлинк и секс услуги можете не рассказывать - всех хорошо знаю и с премиум работаем сами :)
мы в конце 2005 - начале 2006 создавали свои сервисы и достаточно успешно работали... но рыба ищет там где глубже :)
Типа стать агрегатором для билайн, а чуть позже агрегировать коллтв?
нет, просто к нам пришло несколько проектов и мы отдали им свои номера и опыт по разработке услуг
"Но что делать с таким продуктом, если ушли люди, которые его написали (не всегда при этом остается вменяемая документация)?" - лучше ставить процесс так, чтобы документация оставалась, да и редко уходит полностью вся команда, писавшая платформу.
Но даже если и есть проблемы при уходе сотрудников - да, неприятно, но решается. Меньшее зло разобраться в самописной функциональной платформе при уходе сотрудников, чем работа с покупной, но не достаточно функциональной.
И вдогонку. Из-за разогретого Sumitomo рынка, бешенной сделки с Solvo, некоторые компании, работающие с голосом и в одном из жутко рисковых сейчас сегменте, себя так переоценивают, что просто становится страшно:-) Юр лицо с 4 4-хзначными номерами, без трафика и внятных перспектив, при слабом персонале, "левой" бухгалтерии, которую предстоит вычищать долго и упорно - как Вы думаете, коллеги, сколько за такое юр лицо сейчас просят? 1 000 000. И не рублей. Просто смешно и одновременно страшно:-)
Артем, вот ей же ей не читал этого Вашего поста, пока свой писал, который выше.
По поводу платформ. По моему опыту могу сказать, что работать надо только со своей. Но здесь есть и ловушка. Ушли сотрудники - беда, особенно если все никаким образом нигде не зафиксировано. Вот только честно - у скольких игроков на рынке есть в штате технический писатель, который ведет документацию по всем разработкам? Я знаю только одного, INFON - он там при мне появился. Вот недавно у одного из крупных игроков ушел технический специалист вместе с логинами и паролями. Ребята почти 2 недели разбирались как и куда у них льется трафик.
А индустриальные платформы - бред. Никто и никогда не поймет нашей специфики. То, что есть на рынке, надо "под себя" подгонять, а это время и деньги. Легче самому сделать.
Был у меня опыт внедрения готовенького. Это была космическая ж_па!:-) И кстати - приводить "Беркут" как пример нельзя, у них нет ничего готового. То, что они продают провайдерам - надергано из кучи других разработок, а значит несет в себе кучу геморроя и ограничений. При всем моем уважении к НПФ Беркут, с чьим оборудованием я регулярно работаю и которым очень и очень доволен.
Теперь менеджеры. Это да, это глобальная проблема. Я поэтому и говорю о долгосрочных контрактах. Посмотрите на Solvo и Никиту, как было правильно замечено. Бежит народ, бежит. Мы вот парочку подобрали и очень довольны:-)
И бренды. Считаю, что на рынке есть только один бренд, который стоит хоть каких-то вразумительных денег. Это Jamango от глубокоуважаемых ребят из I-Free. Все остальное - "мука". Торжествует и будет торжествовать на рынке импульсивная покупка, когда бренд совершенно не важен. Видел пару раз такие цвета - можно брать. А какие они - magenta там INFON или носатик от Информ-Мобил - все равно.
Вот. Расчет окончил:-)

Интересные темы

21.07.2007
21.07.2007
21.07.2007
21.07.2007
21.07.2007